Одним из самых ярких образцов этого стиля стал дом в начале Каменноостровского проспекта, построенный петербургским архитектором шведского происхождения Лидвалем. Это доходный дом, внутренний двор которого
отделен от проспекта красивой кованой решеткой. Двери в подъезды дома украшают подвесные фонари. Само здание имеет сложную конфигурацию. В его облицовке использованы природный камень, керамическая плитка и
‘особый вид шершавой штукатурки, который получил название “шуба”. Решетки балконов абсолютно разные: одна выполнена в форме паука, сидящего в центре паутины, другая напоминает промышленную конструкцию. третья
представляет собой вариации на тему классического орнамента. Характерным для северного модерна является и декоративное убранство стен здания: здесь и голова рыси, и сова, и выбегающий из лесной чащи заяц, и сорока, и
мухоморы, а под самой крышей - фигура филина с распростертыми крыльями.
Недалеко от дома Лидваля находится образец зрелого модерна — это знаменитый особняк балерины Кшесинской. Он построен в начале 20-го века архитектором Гогеном. Здание ассиметрично в плане и представляет собой
‘сочетание разновысоких объемов. В отличие от раннего модерна, с его текучестью форм и кривыми линиями, зрелый модерн отличался большей геометрической четкостью и рациональным решением. Здание отражало не только
художественные пристрастия архитектора, но и пожелания заказчицы, которая принимала активное участие в его планировке. В результате особняк одновременно производит впечатление уюта и изысканности.
По соседству с особняком находится петербургская мечеть, также демонстрирующая синтез северного модерна и культовой архитектуры, а напротив, в Александровском парке, установлен первый памятник, выполненный в стиле
модерн. Он посвящен подвигу миноносца "Стерегущий". Вообще, зданий и сооружений в стиле модерн в Петербурге много. Это объясняется тем, что возникновение стиля совпало со строительным бумом, когда в городе
возводилось большое количество доходных домов, банков, контор, общественных построек.
Первой общественной постройкой в новом стиле стало здание Витебского вокзала. В нем отчетливо просматривается один из основных принципов модерна: "изнутри — наружу". Это значит, что внешний облик здания отражает его.
внутреннюю конструкцию, которая построена по принципу рациональности.
Примером офисного здания в стиле модерн стал дом компании “Зингер”, построенный в 1904 году на углу Невского проспекта и канала Грибоедова. Для знаменитой американской компании — производителя швейных машинок,
первоначально планировалось возвести многоэтажное здание, но высотный регламент Санкт-Петербурга запрещал строить дома выше Зимнего дворца. Чтобы удовлетворить амбиции заказчика и не нарушить градостроительные
правила, архитектор Сюзор предложил украсить здание высокой башней-фонарем, увенчанной огромным глобусом. Большие окна, обилие скульптур на фасадах и богатая отделка, в которой преобладают текучие линии,
подчеркивают модерновый облик дома. Интерьеры оформлены растительным орнаментом, выполненным из кованой бронзы.
С 1919 года по настоящее время в здании располагается крупнейший книжный магазин Петербурга — “Дом книги"
На углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы можно увидеть еще один яркий пример модерна. Это дом торгового товарищества “Братья Елисеевы”, больше известный сегодня как “Елисеевский магазин”. Здание построено
по проекту архитектора Барановского, который стремился придать своему творению такой вид, который привлекал бы внимание покупателей. Это ему вполне удалась. Здание выделяется огромными витражами высотой в
несколько этажей, мощными скульптурами и роскошью отделки